МЕНЮ
АСО БАЗА
КУРС ВАЛЮТ
ОПРОС
КОНТАКТЫ
PDF Печать E-mail

У МОРСКИХ ПОРТОВ ХЕРСОНА И СКАДОВСКА ПОЯВЛЯЕТСЯ ШАНС ВЫЖИТЬ

 

19 декабря 2017 года

 

В мае 2017 года, во время проведения в городе Клайпеда «Балтийско-Черноморского экономического форума» был подписан меморандум о сотрудничестве между Херсонским и Клайпедским морскими портами, при подписании которого, одной из сторон-подписантов была привлечена Общественная организация «Всеукраинская Ассоциация Специалистов Оценки». На прошлой неделе, – 14.12.2017, четверг – в Посольстве Литовской Республики в Украине была проведена презентация Предложения об осуществлении государственно-частного партнерства реализации проекта модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского и Скадовского морских торговых портов и их эффективного развития, поданного на рассмотрение Министерства инфраструктуры группой компаний «Содружество».

 

 

The-sea-ports-of-Kherson-and-Skadovsk-have-a-chance-to-survive-01

На фото: Владимир Макуха, Виктор Довгань, Угур Эроглу

 

 

В мае 2017 года, во время проведения в городе Клайпеда «Балтийско-Черноморского экономического форума» был подписан меморандум о сотрудничестве между Херсонским и Клайпедским морскими портами, при подписании которого, одной из сторон-подписантов была привлечена Общественная организация «Всеукраинская Ассоциация Специалистов Оценки». На прошлой неделе, – 14.12.2017, четверг – в Посольстве Литовской Республики в Украине была проведена презентация Предложения об осуществлении государственно-частного партнерства реализации проекта модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского и Скадовского морских торговых портов и их эффективного развития, поданного на рассмотрение Министерства инфраструктуры группой компаний «Содружество».

 

 

ТЕНДЕНЦИЯ ВЫМИРАНИЯ?

 

Ситуация с фактическим грузооборотом морских портов Украины демонстрирует явно пессимистическую картину и не рисует радужных перспектив. Имея суммарную мощность по обработке грузов в 240 млн. тонн в год, по итогам 2016 года морские порты Украины закончили с суммарным показателем грузоперевалки в размере 131,7 млн. тонн. С одной стороны этот показатель является вторым среди всех стран Черноморско-Азовского бассейна, с другой стороны данный показатель 13 морских портов, в размере 55% паспортной мощности не является оптимистическим. То, что морские порты Украины переживают далеко не лучшие времена, подтверждает Министерство инфраструктуры Украины в подготовленной актуализированной «Стратегии развития морских портов Украины на период до 2038 года». Согласно данного документа сообщается, что:

 

  • по оценкам качества портовой инфраструктуры, сделанной Мировым экономическим форумом, Украина набрала всего 3,2 балла из 7 возможных, при том, что в 2012 году данный показатель был на уровне 4,0 (т.е. инфраструктура оценена как более чем посредственная);

 

  • в соответствии с индексом эффективности логистики Украина в 2016 году заняла 80-е место из 160 стран, демонстрируя тенденцию утраты позиций (в 2014 году – 61-е место);

 

  • объем обрабатываемых транзитных грузов сократился в три раза (с 33,3 млн. тонн в 2012 году до 10,3 млн. тонн в 2016 году).

 

Сложившаяся ситуация делает особо актуальным участие Украины в развитии комбинированных маршрутов по оси «Европа-Азия», в частности Транскаспийскому международному транспортному маршруту и «новому шелковому пути» через Черное и Каспийское моря. Приоритетность в развитии данных маршрутов связана с использованием, в первую очередь, морских портов Одесской области, имеющих большие глубины и более развитую портовую инфраструктуру.

 

Вполне закономерно, что морские порты, к которым относятся Херсонский МТП и Скадовский МТП, имеющие значительно меньшие глубины и худшую портовую инфраструктуру, составить конкуренцию своим «более глубоким» портам-коллегам не могут.

 

 

ЛИТОВСКИЕ ОПЫТ И ПОДДЕРЖКА

 

Рассматривая ситуацию, в которой сейчас находится Херсонский морской торговый порт, очень много схожего просматривается с начальным этапом реконструкции и развития Клайпедского морского порта (Литовская Республика), по которому эффективно реализована модель государственно-частного партнерства в процессе проведенных мероприятий его реформирования и развития. На данный момент литовский порт вышел на объемы обработки грузов, превышающие 40 млн. тонн в год (треть объема обработанных грузов 13-тью морскими портами Украины).

 

В мае текущего года, во время проведения в городе Клайпеда «Балтийско-Черноморского экономического форума» был подписан меморандум о сотрудничестве между Херсонским и Клайпедским морскими портами, при подписании которого, одной из сторон-подписантов была привлечена Общественная организация «Всеукраинская Ассоциация Специалистов Оценки».

 

В качестве «дороги жизни» для Херсонского и Скадовского морских торговых портов, специалистами Литовской Республики и Украины, было подготовлено предложение об осуществлении государственно-частного партнерства, опираясь на положительный опыт реализации аналогичных проектов модернизации морских портов с привлечением частного бизнеса.

 

 

The-sea-ports-of-Kherson-and-Skadovsk-have-a-chance-to-survive-02

 

The-sea-ports-of-Kherson-and-Skadovsk-have-a-chance-to-survive-03

 

 

По инициативе Чрезвычайного и полномочного Посла Литовской Республики в Украине Марюс Януконис подготовленные предложения об осуществлении государственно-частного партнерства реализации проекта модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского и Скадовского морских торговых портов и их эффективного развития было презентовано 14 декабря 2017  года в Посольстве Литовской Республики в Украине.

 

Данная инициатива осуществлена, базируясь на Законе Украины «О государственно-частном партнерстве» и разработанной Министерством инфраструктуры «Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года», согласно которой, Херсонский морской торговый порт должен был быть передан в концессию в 2017 году.

 

 

ПРОЕКТ, ПРИВЛЕКШИЙ К СЕБЕ ЗАСЛУЖЕННОЕ ВНИМАНИЕ

 

О качестве подготовленного проекта, авторитете его разработчиков, реальности и важности в его реализации, частично свидетельствует уровень участников проведенной презентации. Уровень участников мероприятия говорит сам за себя:

 

  • Послы Литовской Республики, Грузии, Ирана, Таджикистана, Узбекистана;

 

  • первый секретарь Посольства Казахстана;

 

  • торговый атташе Посольства Турции;

 

  • заместитель Министра инфраструктуры Украины Виктор Довгань;

 

  • заместитель главы Херсонской областной государственной администрации Александр Адамчик;

 

  • мэр города Херсона Владимир Миколаенко;

 

  • директор ГП «Херсонский морской торговый порт» Андрей Соколов;

 

  • представитель морского порта города Трабзон Угур Эроглу;

 

  • представители дипломатических ведомств и бизнеса из разных стран Европы и Азии.

 

Логичными были и высказываемые участниками презентации мнения, которые обращали внимание на важность запуска данного проекта, обеспечение проведения конкурса на привлечение к его реализации частного партнера в условиях максимальной открытости и непредвзятости.

 

 

The-sea-ports-of-Kherson-and-Skadovsk-have-a-chance-to-survive-04

 

The-sea-ports-of-Kherson-and-Skadovsk-have-a-chance-to-survive-05

 

The-sea-ports-of-Kherson-and-Skadovsk-have-a-chance-to-survive-06

 

 

В присутствии Послов и представителей Посольств было отмечено, что решению этой задачи может содействовать привлечение международных финансовых организаций (ЕБРР, МФК и других) в рамках совместных программ, реализуемых ими сегодня совместно с Министерством инфраструктуры Украины. При этом абсолютно правильно особые акценты были сделаны на недопустимость промедления в осуществлении конкурсных процедур. При этом часть выделенных, в рамках программ поддержки передачи украинских портов в концессию, средств целесообразно было бы использовать именно на подготовку конкурсной документации и проведение открытого конкурса по этому проекту.

 

 

ПРОМЕДЛЕНИЕ СМЕРТИ ПОДОБНО

 

По Херсонскому и особенно по Скадовскому морским торговым портам прослеживается явная тенденция падения грузооборотов, что свидетельствует о негативных перспективах их развития. При этом тенденции, которые наблюдаются по Скадовскому МТП свидетельствуют о явных угрозах его существования (проектная мощность – 1,3 млн. тонн в год, фактически обработано в 2016 году – 32,9 тыс. тонн и грузооборот продолжает падать). Входящий в состав порта портопункт Хорлы, который до обретения Украиной независимости переваливал только песка порядка 4 млн. тонн в год, отправляя его в основном в Крым и на Кавказ, уже остановил свою работу.

 

Примером альтернативы предложенной модели развития можно считать судьбу Генического морского порта (Херсонская область), вопрос необходимости модернизации которого с использованием модели государственно-частного партнерства поднимался еще в 2008 году, но так и не был реализован. Как результат – Генический морской порт прекратил свое существование.

 

 

ПРЕДЛОЖЕННАЯ «ДОРОГА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ»

 

Представленным проектом его инициаторы и разработчики демонстрируют готовность обеспечить, в рамках предложенной модели государственно-частного партнерства, реализацию поэтапного плана реформирования и модернизации Херсонского и Скадовского морских портов с внесением, соответственно, 24,25 млн. долларов США инвестиций в Херсонский МТП и 8,7 млн. долларов США в Скадовский МТП.

 

В результате реализации проекта предполагается достичь таких результатов:

 

  • увеличить годовой грузооборот Херсонского МТП в три раза, обеспечить выход Скадовского МТП на проектную мощность;

 

  • решить экологические проблемы, связанные с существующей открытой перевалкой сыпучих грузов;

 

  • повысить профессиональный уровень работающего персонала;

 

  • увеличить поступления в государственный бюджет на 278%, в областной бюджет на 180%, в местные бюджеты на 39%.

 

 

ПРОДЕМОНСТРИРОВАННАЯ ПРАКТИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ

СПОСОБНОСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ

 

Практическая способность потенциальных победителей конкурса в обеспечении транзитных грузопотоков через порты Херсонской области и содействии включения их в международные транспортные коридоры, является ключевым условием успешности реализации предложенного ими проекта.

 

В данном основополагающем сегменте, практическая способность ГК «Содружество», официально подавшего 08 ноября 2017 года презентуемый проект на рассмотрение Министерству инфраструктуры Украины, характеризуется высказанными во время презентации представителями дипломатического корпуса и бизнес-структур из разных стран Европы и Азии заинтересованностью и готовностью принятия участия в его совместной реализации, в том числе в рамках создания для этой цели совместных предприятий. В подтверждение системности подхода инициатора проекта – ГК «Содружество» – говорят уже подписанные целевые меморандумы о сотрудничестве с морским портом Трабзона, стивидорной компанией «KAMINERA» (работает с морским портом г. Клайпеда и является №1 в организации железнодорожных грузовых перевозок по Литве и Беларуси). Готовность переориентации своих грузов на порты Херсона и Скадовска, в случае реализации данного проекта, засвидетельствовало ряд крупных зернотрейдеров и представителей грузооператоров из Турции и Ирана. Все эти факторы способствуют снижению рисков как реализации предложенного проекта в целом так и, предусмотренных им, плановых этапов.

 

 

Степан Максимов, профессор,

Председатель ОО «Всеукраинская Ассоциация Специалистов Оценки»