МЕНЮ
ПЕРСПЕКТИВА
КУРС ВАЛЮТ
ОПИТУВАННЯ
КОНТАКТИ
PDF Друк e-mail

ПРИВАТИЗАЦІЯ-2018: ГЛАДКО БУЛО НА ПАПЕРІ, ТА ЗАБУЛИ ПРО ЯРИ

 

13 липня 2018 року

 

У грудні минулого року Фонд державного майна України заявив про те, що протягом 2018 року відомство планує виконати план надходження від приватизації у розмірі 22,5 мільярдів гривень. «Це реальна сума, яку Фонд виконає. Найближчим часом Верховна Рада прийме новий закон про приватизацію, який не тільки спростить процес приватизації і скоротить терміни підготовки, а й стане зрозумілим інвесторам. Тому наступний рік повинен стати роком великої приватизації. По ряду підприємств вже ведеться приватизаційна підготовка, для того, аби вже навесні 2018 року вийти на безпосередній продаж таких об’єктів», – зазначав виконуючий обов'язки Голови Фонду державного майна України Віталій Трубаров. Ось тільки підсумки перших двох кварталів 2018 року, нагадали відому приказку: «Гладко було на папері, та забули про яри, а по ним – ходити...».

 

 

Privatizatsiya-2018-Gladko-bylo-na-bumage-da-zabyli-pro-ovragi

 

 

В недавно опубликованном Национальным банком Украины отчете о финансовой стабильности, в частности говорится, что фактические поступления от приватизации в 2018 году будут в разы ниже запланированных в государственном бюджете, что вынудит правительство искать компенсаторы для покрытия разрывов ликвидности, включая увеличение заимствований на внутреннем рынке. Регулятор отметил, что недавняя инициатива Кабмина позволить местным общинам размещать временно свободные средства в государственные ценные бумаги может повысить спрос на ОВГЗ. В то же время, как считает НБУ, направление ресурсов местных бюджетов на рынок государственных ценных бумаг – это временное решение, которое принципиально не решает проблемы. Кроме того, как предупредил регулятор, вложения в ОВГЗ могут приводить к отсрочке капитальных инвестиций и препятствовать реализации инфраструктурных проектов на местном уровне.

 

Подобные опасения в конце первого полугодия 2018 года непосредственно высказал и сам Премьер-министр Украины Владимир Гройсман, допустив возможность отклонения от запланированной в государственном бюджете на 2018 год суммы поступлений от приватизации. «У нас план приблизительно 20 миллиардов на этот год, но посмотрим, как пойдет. Только первого марта вступил в силу новый закон о приватизации. Достаточно прозрачный и эффективный, который убирает все коррупционные вещи в этой сфере. Мы посмотрим, как он сейчас заработает, чтобы это было очень качественно», – сказал Гройсман.

 

А уже в начале июля об имеющихся проблемах начали говорить и в самом Фонде государственного имущества Украины. Так, 09.07.2018 исполняющий обязанности Главы Фонда государственного имущества Украины Виталий Трубаров написал на своей странице в Facebook буквально следующее:

 

«О запуске малой приватизации и проблематику, которую нужно устранить в кратчайшие сроки.

 

Отсутствие порядка определения дополнительных условий продажи – это важнейший вопрос, ведь более 60 процентов предприятий будет выставляться на продажу именно с условиями. А сегодня этот нормативный документ отсутствует.

 

Кабинет Министров Украины определил ответственным за подготовку нормативных актов для запуска малой приватизации МЭРТ. Этот документ должен был быть разработан еще в марте-апреле и десятого мая вынесен на рассмотрение правительства. Однако, сегодня отсутствует даже проект.

 

Без решения этого вопроса достичь главной цели приватизации – ускорения экономического роста, привлечения иностранных и внутренних инвестиций, будет сложно. Отсутствие Порядка также сделает невозможным выставления на продажу этих предприятий.

 

Позиция Фонда государственного имущества следующая – приватизированное имущество должно работать, работники должны быть защищены, а на предприятие должны поступить инвестиции. Было бы неразумно надеяться исключительно на добропорядочность инвестора. Развитие предприятия должно быть четко прописано, как и ответственность за невыполнение условий договора.

 

Второй нерешенный вопрос – это продажа через электронную торговую систему пакетов акций, принадлежащих государству в уставных капиталах хозяйственных обществ. ГП «Прозоро.Продажи», которое определено администратором торговой системы, так и не подтвердило наличие правовых оснований для продажи через ЭТС пакетов акций, что ставит под сомнение их продажу, и, как следствие, может привести к не поступлению средств от приватизации. Таких объектов в перечень включено 63 номинальной стоимостью 1,12 миллиардов гривен.

 

Относительно авторизации электронных площадок

 

Программное обеспечение ГП «Прозоро.Продажи» не предусматривает структуру данных (формы ввода) информации, подлежащей внесению в ЭТС относительно пакетов акций, а это соответственно исключит выставление на продажу таких объектов. Фонд также отмечает, что набор сведений об объектах, подлежащих приватизации, не соответствует 21 статье Закона о приватизации и пунктов 21, 24 Порядка проведения электронных аукционов.

 

Фонд также выражает обеспокоенность отсутствием мер гарантий уплаты в государственный бюджет операторами торговых площадок регистрационных и гарантийных взносов. Операторы наделены правом получать эти платежи от потенциальных покупателей, и эти средства на их счетах могут храниться до 2 месяцев. Учитывая, что стоимость объектов достигнет 250 миллионов, есть большой риск, что недобросовестный оператор сможет через различные схемы присвоить эти средства.

 

Фонд государственного имущества официально обратился в Кабинет Министров, МЭРТ как органу, которому поручено разработать необходимую нормативную базу для продажи объектов малой приватизации и ГП «Прозоро.Продажи», с призывом безотлагательно устранить проблемы, чтобы государственное имущество после приватизации работало, работники были защищены , а сам процесс продажи происходил прозрачно».

 

Слова своего руководителя, в рамках проведения международной конференции «Формула Успеха», несколькими днями ранее подтвердил и заместитель Главы Фонда государственного имущества Украины Сергей Асташев, прокомментировав следующим образом вопросы, связанные с малой приватизацией:

 

«Новый революционный Закон Украины «О приватизации» разбил все объекты на два блока – объекты большой приватизации (стоимость более 250 миллионов гривен) и объекты малой приватизации (соответственно со стоимостью активов менее 250 миллионов гривен).

 

На сегодняшний день малая приватизация Фондом готовится, но есть некие нестыковки. Она пока не стартует. Дело в том, что в законе есть несколько вещей, которые противоречат друг другу.

 

Во-первых, продажа корпоративных прав государства на площадках типа «ProZorro» по закону возможна. Так, в законе сказано, что корпоративные права государства в отношении объектов малой приватизации, далее не дословно, но суть приблизительно такая, будут продаваться по номинальной стоимости акций. Но на сегодняшний день этот вид деятельности является лицензируемым. И площадки «ProZorro» априори на сегодня пока еще не имеют соответствующих полномочий от НКПЦРФ, которая является регулятором рынка ценных бумаг в Украине. На сегодняшний день с этим работают биржи. Поэтому есть некая нестыковка в законодательстве. На данный момент все эти вещи обсуждаются.

 

Следующая нестыковка, касается противоречия между новым Законом «О приватизации» и Законом Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», в котором статьей 22 предусмотрено преимущественное право участников таких обществ. Другими словами, перед тем как продать их долю, мы должны предложить ее участникам общества. А для того чтобы предложить участникам общества, нужно знать, что предлагать – нужно взять и оценить. А вот в законе функция оценки сведена по малой приватизации к нулю. Ее там, как таковой нет. Поэтому в Законе «О приватизации» нигде о преимущественном праве вообще не говорится. Опять есть нестыковка. Это уже второй блок проблем.

 

И в-третьих, есть нестыковка по продаже единых имущественных комплексов и по продаже отдельного имущества, которое не вошло в статутные капиталы хозяйствующих обществ при их формировании. Статья 22 Закона «О приватизации» говорит о том, что стоимость объектов малой приватизации определяется по балансовой стоимости (стоимости активов). Следовательно, когда я читаю этот закон как чиновник и регулятор, я понимаю что эти вещи должны быть одни и те же. Но все мы прекрасно понимаем, что балансовая стоимость и стоимость активов – это абсолютно разные понятия. Вообще. Поэтому если меня как чиновника ставят в положение сделать выбор самостоятельно, то это неправильно. Чиновник выбор делать не должен. Это коррупция. Он должен делать лишь то, что четко сказано в законе и действовать в соответствии с законодательными нормами.

 

И тут может возникнуть вопрос: «А где же вы были, когда писались эти законы?» (ред. – смеется). Мы были на том же месте и соответствующие вопросы на совещаниях мы вносили. Но может был таков порядок голосования. Возможно, некие вещи потерялись при прохождении в Парламенте. Этого я не понимаю. Но закон принят и его нужно брать и выполнять. Поэтому, для того, чтобы приватизация все-таки пошла, мы ведем очень быструю и интенсивную работу для того, чтобы выровнять ее на уровне, во-первых, внесения изменений, во-вторых, на уровне соответствующих актов Кабинета Министров Украины, который тоже, согласно законодательства, обладает большими правами и может где-то эти вещи регулировать. Все это нужно сделать для того, чтобы мы все-таки начали наполнять бюджет уже в соответствии с требованиями нового закона».

 

Как следствие, по итогам прошедших первых двух кварталов 2018 года имеем близкий к нулю практический результат выполнения плана поступлений от приватизации. В то же самое время, чиновники продолжают отчитываться о, как они сами утверждают, масштабном и беспрецедентном процессе подготовки к будущим приватизационным конкурсам, которые, пожалуй, состоятся теперь уже не раньше осени 2018 года.