МЕНЮ
ПЕРСПЕКТИВА
КУРС ВАЛЮТ
ОПИТУВАННЯ
КОНТАКТИ
PDF Друк e-mail

ГРА В ПРИВАТИЗАЦІЮ: НОВІ ПОГЛЯДИ НА ПОПЕРЕДНІ ЦІЛІ

 

01 липня 2016 року

 

Сьогодні вийшов свіжий номер всеукраїнського ділового щомісячника «Власть денег» (липень-серпень 2016, №7-8), ключовою темою якого стала підготовка до чергового витка української приватизації. У процесі підготовки матеріалів журналісти видання взяли також інтерв'ю і у Голови Всеукраїнської Асоціації Фахівців Оцінки Степана Максимова. Вашій увазі пропонується повний текст даної розмови.

 

 

Game-of-privatization-New-views-on-old-goals-1

 

 

– Степан Иосифович, издание «Деловая столица» готовит статью об оценке объектов приватизации. В связи с этим объясните, пожалуйста, нашим читателям, какие основные отличия новой методологии оценки объектов приватизации в редакции постановления Кабмина от 25.11.2015 за №1033?

 

– Постановлением Кабинета Министров Украины от 25.11.2015 за №1033 была утверждена новая редакция Методики оценки имущества. Многие думают, что новая Методика меняет и саму методологию оценки имущества. На самом деле это не так.

 

Утвержденный Кабмином новый документ, как, впрочем, и предыдущий, имеет лишь название «Методика оценки имущества». По своей же сути это не методика оценки имущества, а методика проведения и организации процесса оценки государственного и коммунального имущества. Поэтому, если методологию оценки объектов, в том числе и объектов приватизации, понимать как совокупность подходов и методов, приемов и процедур оценивания имущества, то в новой редакции Методики, как и во всех ее предыдущих редакциях, методологии оценки нет, а есть процесс проведения оценки государственного и коммунального имущества.

 

Сама же оценка, как и прежде, проводится в соответствии с Национальными стандартами оценки, где и изложена основная оценочная методология, следовать которой должны украинские оценщики при оценке не только государственной, но и любой другой собственности.

 

– Так что же изменилось в новой редакции Методики и чем вызвана необходимость ее введения?

 

– До утверждения новой Методики начальная (стартовая) цена имущества, которая устанавливалась органом приватизации, определялась на основании результата, полученного путем стандартизированной оценки, которую проводил сам орган приватизации.

 

Согласно новой Методики круг применения стандартизированной оценки существенно снижен. Теперь пакеты акций, которые находятся в собственности государства или территориальной громады, оцениваются не органом приватизации, а субъектом хозяйствования – субъектом оценочной деятельности, во всех случаях, когда они подлежат продаже по конкурсу или на международных фондовых биржах.

 

Более того, в результате такой оценки определяется не оценочная стоимость по стандартизированной оценке как раньше, а рыночная стоимость пакета акций, которая, впрочем, может быть выбрана и как начальная (стартовая) цена пакета.

 

 

Степан Максимов

 

 

Субъект оценочной деятельности – субъект хозяйствования, согласно требованиям новой Методики, проводит оценку пакетов акций в соответствии с Национальными стандартами оценки и учитывает материалы инвентаризации, проведенной согласно требованиям Методики, материалы аудита, финансово-экономического анализа, а также использует другие исходные данные.

 

Независимая оценка, т.е. оценка проведенная субъектом оценочной деятельности – субъектом хозяйствования проводится и для определения начальной цены пакетов акций холдинговых компаний, где есть государственная доля. Начальная цена контрольных пакетов акций, которые принадлежат к группе Г или к топливно-энергетическому комплексу, устанавливается органом приватизации с учетом результатов независимой оценки.

 

Следует отметить, что это и есть то основное, ради чего и утверждалась новая Методика. Все другое в ней касается проведения инвентаризации перед приватизацией, процесса отбора субъекта оценочной деятельности для оценки объектов приватизации, сроков действия отчетов об оценке, порядка утверждения результатов оценки и т.п.

 

– Какие же тогда сильные и слабые стороны новой методологии?

 

– Исходя из вышесказанного, говорить о сильной или слабой стороне методологии, изложенной в новой Методике, не приходится. Там просто нет никакой новой методологии, а есть новая неким образом усовершенствованная процедура оценки при приватизации.

 

– Тогда насколько цены, рассчитанные по новой методологии, выше/ниже оценки, проведенной по старой методологии?

 

– Что касается начальных (стартовых) цен, рассчитанных с применением новой Методики, то трудно сказать выше они или ниже по сравнению с тем, если бы они рассчитывались по старой Методике, т.е. цен рассчитанных только органом приватизации по стандартизированной оценке. Это связано с тем, что результаты независимой оценки обнародованы пока только для Одесского припортового завода, а для остальных объектов, в том числе и для ряда облэнерго, результаты пока что за «семью печатями».

 

Поэтому приведем сравнение лишь для ОПЗ, где стала известной недавно утвержденная Кабмином стартовая цена государственного пакета акций этого предприятия в размере 13,175 млрд. гривен (около 520 млн. долларов США). Такая цифра стала результатом независимой оценки по новой Методике.

 

Что касается цены, определенной по старой Методике, то она определена Фондом государственного имущества еще в прошлом году для продажи 5%-го пакета акций ОПЗ и составляла около 500 млн. долларов США. Как видно из приведенных цифр, стоило ли ждать целый год, тратить деньги налогоплательщиков на оплату услуг оценщиков и международных консультантов, чтобы, в конце концов, начальную цену государственного пакета увеличить менее чем на 5%? А ведь аналогичного результата можно было достигнуть намного проще – путем принятия соответствующего решения правительством. Ведь говорил же бывший Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, что ОПЗ стоит не менее 1 млрд. долларов США. В свою очередь, руководство ОПЗ называло цифру 600-700 млн. долларов США.

 

Что будет с ценами на другие объекты, которые будут определены (или уже определены) согласно новой Методики, надеюсь скоро узнаем. Жаль только, что не будем знать, а какая же цена была бы, если бы применялась старая Методика, т.е. стандартизированная оценка. Думаю, что разница была бы не очень большой. Примером для этого могут служить реальные продажи пакетов облэнерго в прошлом, когда проводилась одновременно и независимая, и стандартизированная оценки.

 

– И тогда последний вопрос. Каково Ваше мнение – что делать с предприятиями, проданными ранее за бесценок (реприватизировать, национализировать, заставить олигархов доплатить, оставить все как есть)?

 

– По поводу проданных ранее предприятий «за бесценок», то думаю, что самым верным решением в данной ситуации будет следующее. Если возникает сомнение в сумме вырученных государством денег за объект приватизации, то следует в первую очередь проверить всю юридическую цепочку, предшествовавшую приватизации, в том числе и проверить саму оценку объекта.

 

Если окажется, что стоимость занижена, то суд и только суд должен подтвердить как сам результат новой оценки, так и сумму подлежащую доплате (естественно в долларах США по курсу НБУ на момент приватизации).

 

Но что же делать, если повторную оценку на ту же дату, на которую проведена и первая оценка, уже провести нельзя (объект оценки, например, с тех пор значительно изменился)? В любом случае остались отчеты об оценке, на основании которых была проведена приватизация. Поэтому следует провести экспертизу таких отчетов на предмет определенной в них величины стоимости. Здесь важно акцентировать внимание на том, что должна быть проведена именно экспертиза отчета, а не его рецензирование, по результатам которого стоимость и не определяется, и не подтверждается, и фактически не проверяется вовсе. Институты судебной экспертизы, входящие в структуру Министерства юстиции Украины, в состоянии провести экспертизу стоимости на основании содержащихся в отчетах данных. А уже затем пускай суд определяет, какую же сумму следует доплатить и кто именно ее должен доплачивать (ведь собственники за это время уже тоже могут быть другими).

 

Это, по сути, единственный законный способ решения вопроса о занижении стоимости при приватизации. Все остальное – сугубо политический пиар.

 

– Спасибо Вам за это интервью! С мнениями других экспертов рынка Вы сможете ознакомиться на страницах свежего номера всеукраинского делового ежемесячника «Власть денег» (июль-август 2016, №7-8), ключевой темой которого будет готовящийся очередной виток украинской приватизации.

 

 

Game-of-privatization-New-views-on-old-goals-2