MENU
PERSPECTIVE
CURRENCY
INTERVIEW
CONTACTS
PDF Печать E-mail

СМЯГЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ТРАНСФЕРТНЫМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ

 

04 августа 2015 года

 

15 июля 2015 года Верховная Рада Украины приняла в целом законопроект №1861 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» (авторы документа – Острикова Т., Журжий А., Гопко Г., Продан О., Южанина Н.). По мнению некоторых нардепов и экспертов, указанные смягчения контроля за трансфертным ценообразованием расширяют возможности и стимулы для налогоплательщиков по минимизации уплаты налогов (уклонение от них). По этим же мотивам не поддержал законопроект и Кабмин, сообщает Finbalance.

 

 

transfer_deneg

 

 

Этим документом, в частности, увеличен с 20 до 50 млн. грн. объем контролируемых операций с одним контрагентом, при достижении которого налогоплательщики обязаны предоставлять отчет о таких контролируемых операциях в ДФС, необходимость в чем мотивировалась, в частности, девальвацией гривны, в результате которой гривневая выраженность большинства внешнеэкономических операций резко возросла. При этом хозяйственные операции считаются контролируемыми, если годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 50 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

 

Кроме того, законопроектом уменьшается штраф за недекларирование контролируемых операций – с 5% до 1% от суммы незадекларированных в отчете контролируемых операций и внесено техническую правку по определению уровня рентабельности контролируемых операций в условиях трансфертного ценообразования, определения обычной цены и тому подобное.

 

По мнению некоторых нардепов и экспертов, указанные смягчения контроля за трансфертным ценообразованием расширяют возможности и стимулы для налогоплательщиков по минимизации уплаты налогов (уклонение от них). По этим же мотивам не поддержал законопроект и Кабмин.

 

В то же время, как отметила глава налогово-таможенного комитета ВР Нина Южанина, «никаких послаблений этим законопроектом для крупных компаний и транснациональный корпораций не предусмотрено». «Вы знаете, какое количество налогоплательщиков сдала отчеты по контролируемым операциям за 2013 год? 4,5 тысячи... Прорабатывать эти отчеты не представляется возможным. [При пороге] для внешних операций 5 млн. грн. <...> почти все внешнеэкономические операции будут контролироваться. Нам надо 60 тысяч работников ДФС перевести только в управление по ТЦУ, чтобы они научились и смогли работать», – отметила Н. Южанина.

 

Также она отмечала, что при подготовке ко второму чтению из законопроекта была убрана норма, что при определении критериев «связанности» лиц увеличивается с 20% до 50% доля владения корпоративными правами каждого лица в следующем юридическом лице в цепочке.

 

В комментарии для Finbalance директор налогово-юридического департамента, руководитель группы по трансфертному ценообразованию компании «Делойт» Александр Черинько высказал мнение, что принятие законопроекта №1861 сделает применение правил ТЦУ прозрачным и понятным, причем как для бизнеса, так и для государственных органов. «Мы положительно оцениваем эти изменения», – отметил специалист.

 

При этом управляющий партнер PSP Audit Дмитрий Сушко также считает, что увеличение порога контролируемых операций в целях трансфертного ценообразования – положительное решение, как для бизнеса, так и для правительства. «В разы возросло бы число налогоплательщиков, по сравнению с 2014 годом, которым пришлось бы по результатам уже в 2015 году готовить отчетность и документацию по трансфертному ценообразованию, а это дополнительные трудозатраты и финансовые расходы для бизнеса. И фискалы не готовы к такому увеличению отчетности. Ведь ее необходимо отмониторить и проверить, а учитывая тот факт, что институту трансфертного ценообразования в Украине лишь несколько лет, то достаточного качественного ресурса для этого у фискалов просто нет. Поэтому это решение законодателя ждали все и главное, что принято оно без существенных задержек», – констатирует эксперт.

 

В свою очередь руководитель секретариата – главный эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский в комментарии для Finbalance заверил, что принятый законопроект направлен на имплементацию рекомендаций ОЭСР. «В разработке законопроекта принимали активное участие эксперты и представители бизнес-ассоциаций. Только практическое применение принятых положений даст ответ, присутствуют ли в этих нормах возможности для минимизации (уклонения) от уплаты налогов», – отметил специалист.

 

 

Finbalance