MENU
PERSPECTIVE
CURRENCY
INTERVIEW
CONTACTS
PDF Печать E-mail

НАСУЩНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В УКРАИНЕ

 

26 марта 2015 года

 

Оценочная деятельность в Украине должна стать более демократичной и саморегулируемой. А самое главное – должна осуществляться в законодательном поле и полностью соответствовать требованиям времени.

 

 

compass

 

 

Профессиональная оценка в Украине существует с 1995 года. За это время подготовлено более 10000 оценщиков, создано 7 саморегулируемых организаций оценщиков в сфере оценки имущества и имущественных прав.

 

На первом этапе развития профессии – до принятия Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности» оценщики черпали свои знания, в основном, из лекций западных оценщиков, а также руководствовались методиками Фонда государственного имущества Украины и постоянно совершенствовали свои отчеты по оценке. Этот этап условно можно назвать зарождением профессиональной оценки.

 

Второй этап, который можно назвать этапом становления профессиональной оценки, начался в 2001 году. Этот этап ознаменовался принятием Законов Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» и «Об оценке земель», а также утверждением Постановлениями Кабинета Министров Украины Методики оценки имущества №1891 (2003 год) и четырех Национальных стандартов (НС) по оценке:

 

  • НС 1 «Общие основы оценки имущества и имущественных прав» (2003 год);

 

  • НС 2 «Оценка недвижимого имущества» (2004 год);

 

  • НС 3 «Оценка целостных имущественных комплексов» (2006 год);

 

  • НС 4 «Оценка имущественных прав интеллектуальной собственности» (2007 год).

 

Однако с началом финансово-экономического кризиса в Украине (с 2008 года) профессиональная оценка фактически перестала развиваться как в направлении развития методологии независимой оценки и совершенствования законодательных норм организации профессиональной подготовки оценщиков, так и в направлении имплементации Национальных стандартов в систему Международных стандартов оценки, которые регулярно пересматриваются, постоянно изменяясь и обновляясь.

 

Поэтому третий этап развития оценочной профессии в Украине, который начался в 2008 году, можно условно назвать «мертвым сезоном», который длится до сих пор. Несмотря на то, что на этом этапе (в течение 2008-2014 годов) осуществлялись неоднократные (но в большинстве случаев достаточно сомнительные) попытки, направленные на изменение законодательной базы по оценочной деятельности в Украине, редактирование Национальных стандартов оценки, выделение отдельных видов оценок и изменение системы профессиональной подготовки оценщиков, в целом, никаких положительных наработок за это время не произошло, был только негатив. В общем, динамику развития профессии оценщика на данном этапе можно кратко охарактеризовать как «ни шагу вперед».

 

В результате, по состоянию на начало 2015 года оценочное сообщество располагает фактически той же законодательной и нормативно-методической базой, которая была и на этапе становления профессиональной оценки. Понятно, что при таких условиях вся система организации оценочной деятельности требует сегодня неотложных изменений, которые должны усовершенствовать всю систему независимой оценки Украины.

 

На инициированном Всеукраинской Ассоциацией Специалистов Оценки (АСО) круглом столе от 16 октября 2014 года на тему «Реформирование оценочной деятельности в Украине: неотложные задачи», организованном совместно с Международным институтом бизнеса (МИБ) и Украинским обществом оценщиков (УОО) и базе МИБ, Председателем АСО Максимовым С.И. уже было озвучено целый ряд первоочередных и неотложных задач по наведению порядка в подготовке оценщиков, среди которых основными были выделены необходимость внесения немедленных изменений в некоторые приказы ФГИУ, чтобы оценочная деятельность в Украине стала более демократичной и саморегулируемой. А самое главное – чтобы оценочная деятельность осуществлялась в законодательном поле и полностью соответствовала действующему Закону Украины об оценке.

 

«Мертвый сезон» не может продолжаться вечно и поэтому хотелось бы обозначить ближайшие задачи, стоящие перед оценочным сообществом Украины, и которые выведут наконец оценочную деятельность с периода застоя.

 

 

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ

 

Всеукраинская Ассоциация Специалистов Оценки (АСО) стоит на принципах того, что уже в ближайшее время нужно принять новую редакцию действующего закона об оценке, который следует назвать Закон Украины «Об оценочной деятельности в Украине». Этот закон должен не только усовершенствовать нормы действующего Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности», но и впитать в себя положения, касающиеся экспертной денежной оценки земельных участков. При таких условиях Закон Украины «Об оценочной деятельности в Украине» стал бы единственным Законом Украины в сфере независимой оценки имущества и имущественных прав. В свою очередь, Закон Украины «Об оценке земель» регулировал бы только все другие виды оценки, которые прописаны в нем, а именно: бонитировку почв, экономическую оценку и нормативную денежную оценку.

 

Следует немедленно отменить при прохождении повышения квалификации существующее на сегодня тестирование. В ближайшее время (начиная с июля текущего года) повышение квалификации начнут проходить уже те оценщики, которые два года назад проходили введенное тогда тестирование. Поскольку сами тестовые вопросы еще ни разу не менялись после их утверждения Экзаменационной комиссией, возникает логичный вопрос, в чем же тогда смысл такого повышения квалификации? Неужели в попытке достичь высшего процента правильных ответов по сравнению с результатами предыдущего (двухлетней давности) тестирования? Или в коротком (быстром) темпе их решения? Словом тесты двухлетней давности и повышения квалификации (по этим тестам) явно не совместимы между собой.

 

По нашему убеждению, каждое конкретное учебное заведение должно самостоятельно контролировать своих слушателей, а Фонд Государственного имущества Украины, в выбранный им способ (в соответствии с заключенными соглашениями), должен осуществлять непосредственный контроль деятельности самих учебных заведений. Это касается, в первую очередь, и программ повышения квалификации, и способа их осуществления (лекции, семинары, конференции, круглые столы), которые должны разрабатываться учебными центрами на квартал, согласовываться с ФГИУ, и после согласования, обнародоваться на своих сайтах, а также и на сайте Фонда госимущества Украины, на каждый текущий квартал.

 

Самое первое и самое главное, что следовало бы сделать сейчас, это изменить систему профессиональной подготовки оценщиков, путем приведения ее в соответствие с требованиями действующего Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине». Что имеется в виду?

 

Профессиональная подготовка оценщиков должна вестись по «направлениям», а не по «специализациям в рамках направления». В свою очередь, повышение квалификации также должно осуществляться исключительно по направлениям, как того требует Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» (данный вопрос подробно обсуждался в рамках круглого стола от 16.10.2014, который проходил в МИБ).

 

Более того, глубоко убеждены в том, что саму продолжительность повышения квалификации следует сократить до 15 часов в рамках каждого направления. Предложенный подход позволит сделать повышение квалификации таким, которое будет соответствовать своей сути не по количеству часов (потраченного слушателями времени), а по качеству наполнения (полезностью, достаточностью, краткостью и содержательностью полученной слушателями информации). Именно 15 часов будут достаточными, чтобы слушатели (участники) были проинформированы, что же нового произошло за прошедшие два года в законодательном и нормативном поле, в методологии и методиках проведения оценки по выбранным ими направлениям оценки.

 

 

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ

 

Период, прошедший после утверждения последнего на сегодняшний день Национального стандарта №4 «Оценка имущественных прав интеллектуальной собственности», убедительно показал тот факт, что идти в ногу с Международными стандартами оценки (МСО) мы не можем. За последние семь лет Международные стандарты оценки совершенствовались уже трижды (через каждые два года выходит новая редакция), в то же время как Национальные стандарты в стране остаются неизменными с момента их утверждения.

 

Попытки изменений Национальных стандартов не увенчались успехом из-за отсутствия воли как со стороны регулятора – Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), так и саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО). К тому же, совершенствование Национальных стандартов требует, кроме инициативы, еще и определенных материальных затрат, которые необходимо понести. Поэтому целесообразно было бы за основу стандартов оценки в Украине взять Международные стандарты в целом, а отдельным стандартом (названным к примеру «Практика применения Международных стандартов оценки в Украине») предоставить разъяснения относительно особенностей применения отдельных положений конкретных МСО с учетом требований действующего законодательства Украины, а также отразить специфику их применения при проведении оценки в украинских реалиях.