MENU
PERSPECTIVE
CURRENCY
INTERVIEW
CONTACTS
PDF Печать E-mail

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕСТНИК ПРОЕКТА ЕС ТВИННИНГ

 

Уважаемые пользователи! Вашему вниманию предлагается информационный вестник о деятельности проекта ЕС Твиннинг «Помощь в развитии открытого и прозрачного рынка сельскохозяйственных земель в Украине» за август-сентябрь 2014 года.

 

Мониторинг рынка земель – эффективный способ борьбы с коррупцией

 

– Максимум прозрачности – это один из самых эффективных и дешевых способов борьбы с коррупцией, – отметил эксперт проекта Твиннинг Хэнк Мун на семинаре по мониторингу рынка земель. Постоянный советник проекта Твиннинг Стефан Вербунт в выступлении на мероприятии, отметил, что, к примеру, голландский кадастр открыт для широкой общественности. Так, заплатив небольшую сумму, кто угодно может получить любые необходимые данные. В Германии публикуются данные о стоимости земельного участка, его характеристики, однако не обнародуются персональные данные его владельца. То есть существует разная практика решения этого вопроса. Как отметили эксперты ЕС степень открытости кадастровых данных в Украине – это исключительно компетенция украинского Правительства.

 

По мнению коллег из ЕС, получение больших доходов от управления землями государственной собственности сельскохозяйственного назначения – это еще один неотложный вопрос для Украины. Сдача в аренду земель государственной и коммунальной собственности по рыночным ценам обеспечит оптимальный доход для государства по сравнению с текущими практиками. Кроме того, эксперты государств-членов ЕС обсудили на семинаре вопрос о том, что земельное ведомство Украины должно получать определенную долю поступлений по результатам земельных аукционов. Сейчас органы земельных ресурсов выполняют много «черновой работы» по подготовке лотов к земельным торгам и проведению аукциона, а арендная плата полностью поступает в местные бюджеты. Более того, такая работа финансируется из государственного бюджета.

 

– Электронные аукционы могут облегчить жизнь распорядителю земель государственной собственности сельскохозяйственного назначения, и это довольно просто организовать, – отметила Джеральда Вестерфельд, юридический советник Голландской правительственной службы управления земельными и водными ресурсами (DLG). В Нидерландах, в отличие от Украины, нет промежуточной институции, такой как «исполнитель» земельных торгов. При продаже земельного участка DLG непосредственно получает средства. За счет части этих средств покрываются расходы на поддержку электронной платформы земельных торгов и заработную плату персонала DLG. По мнению эксперта, такой опыт европейских стран мог бы пригодиться для украинских коллег относительно упрощения процедуры земельных аукционов.

 

Участники семинаров поддержали идею необходимости мониторинга рынка земель в Украине. Это означает, что данные о ценах сделок с землей должны собираться, накапливаться, анализироваться и публиковаться. Сейчас Госземагентство Украины обобщает информацию относительно ставок аренды на земли государственной собственности сельскохозяйственного назначения по результатам земельных торгов. Однако, этой информации недостаточно для всеобъемлющего анализа. Мониторинг не будет полноценным без доступа к базе данных, которая содержит информацию о транзакциях между частными сторонами. Итак, участники сформулировали предложения относительно условий, при которых можно ввести мониторинг рынка земель. В частности, нотариусы и Укргосреестр Украины должны обеспечить земельное ведомство данными об операциях с сельскохозяйственными землями частной собственности.

 

Источник информации:

Государственное агентство земельных ресурсов Украины