МЕНЮ
ПЕРСПЕКТИВА
КУРС ВАЛЮТ
ОПРОС
КОНТАКТЫ
PDF Печать E-mail

ПРИВАТИЗАЦИЯ-2018: ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ, ДА ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ

 

13 июля 2018 года

 

В декабре прошлого года Фонд государственного имущества Украины заявил о том, что на протяжении 2018 года ведомство планирует выполнить план поступления от приватизации в размере 22,5 миллиардов гривен. «Это реальная сумма, которую Фонд выполнит. В ближайшее время Верховная Рада примет новый закон о приватизации, который не только упростит процесс приватизации и сократит сроки подготовки, а и станет понятным инвесторам. Поэтому следующий год должен стать годом большой приватизации. По ряду предприятий уже ведется приватизационная подготовка, с целью весной 2018 года выйти на непосредственную продажу таких объектов», – отмечал исполняющий обязанности Главы Фонда государственного имущества Украины Виталий Трубаров. Вот только итоги первых двух кварталов 2018 года, напомнили известную поговорку: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним – ходить…».

 

 

Privatizatsiya-2018-Gladko-bylo-na-bumage-da-zabyli-pro-ovragi

 

 

В недавно опубликованном Национальным банком Украины отчете о финансовой стабильности, в частности говорится, что фактические поступления от приватизации в 2018 году будут в разы ниже запланированных в государственном бюджете, что вынудит правительство искать компенсаторы для покрытия разрывов ликвидности, включая увеличение заимствований на внутреннем рынке. Регулятор отметил, что недавняя инициатива Кабмина позволить местным общинам размещать временно свободные средства в государственные ценные бумаги может повысить спрос на ОВГЗ. В то же время, как считает НБУ, направление ресурсов местных бюджетов на рынок государственных ценных бумаг – это временное решение, которое принципиально не решает проблемы. Кроме того, как предупредил регулятор, вложения в ОВГЗ могут приводить к отсрочке капитальных инвестиций и препятствовать реализации инфраструктурных проектов на местном уровне.

 

Подобные опасения в конце первого полугодия 2018 года непосредственно высказал и сам Премьер-министр Украины Владимир Гройсман, допустив возможность отклонения от запланированной в государственном бюджете на 2018 год суммы поступлений от приватизации. «У нас план приблизительно 20 миллиардов на этот год, но посмотрим, как пойдет. Только первого марта вступил в силу новый закон о приватизации. Достаточно прозрачный и эффективный, который убирает все коррупционные вещи в этой сфере. Мы посмотрим, как он сейчас заработает, чтобы это было очень качественно», – сказал Гройсман.

 

А уже в начале июля об имеющихся проблемах начали говорить и в самом Фонде государственного имущества Украины. Так, 09.07.2018 исполняющий обязанности Главы Фонда государственного имущества Украины Виталий Трубаров написал на своей странице в Facebook буквально следующее:

 

«О запуске малой приватизации и проблематику, которую нужно устранить в кратчайшие сроки.

 

Отсутствие порядка определения дополнительных условий продажи – это важнейший вопрос, ведь более 60 процентов предприятий будет выставляться на продажу именно с условиями. А сегодня этот нормативный документ отсутствует.

 

Кабинет Министров Украины определил ответственным за подготовку нормативных актов для запуска малой приватизации МЭРТ. Этот документ должен был быть разработан еще в марте-апреле и десятого мая вынесен на рассмотрение правительства. Однако, сегодня отсутствует даже проект.

 

Без решения этого вопроса достичь главной цели приватизации – ускорения экономического роста, привлечения иностранных и внутренних инвестиций, будет сложно. Отсутствие Порядка также сделает невозможным выставления на продажу этих предприятий.

 

Позиция Фонда государственного имущества следующая – приватизированное имущество должно работать, работники должны быть защищены, а на предприятие должны поступить инвестиции. Было бы неразумно надеяться исключительно на добропорядочность инвестора. Развитие предприятия должно быть четко прописано, как и ответственность за невыполнение условий договора.

 

Второй нерешенный вопрос – это продажа через электронную торговую систему пакетов акций, принадлежащих государству в уставных капиталах хозяйственных обществ. ГП «Прозоро.Продажи», которое определено администратором торговой системы, так и не подтвердило наличие правовых оснований для продажи через ЭТС пакетов акций, что ставит под сомнение их продажу, и, как следствие, может привести к не поступлению средств от приватизации. Таких объектов в перечень включено 63 номинальной стоимостью 1,12 миллиардов гривен.

 

Относительно авторизации электронных площадок

 

Программное обеспечение ГП «Прозоро.Продажи» не предусматривает структуру данных (формы ввода) информации, подлежащей внесению в ЭТС относительно пакетов акций, а это соответственно исключит выставление на продажу таких объектов. Фонд также отмечает, что набор сведений об объектах, подлежащих приватизации, не соответствует 21 статье Закона о приватизации и пунктов 21, 24 Порядка проведения электронных аукционов.

 

Фонд также выражает обеспокоенность отсутствием мер гарантий уплаты в государственный бюджет операторами торговых площадок регистрационных и гарантийных взносов. Операторы наделены правом получать эти платежи от потенциальных покупателей, и эти средства на их счетах могут храниться до 2 месяцев. Учитывая, что стоимость объектов достигнет 250 миллионов, есть большой риск, что недобросовестный оператор сможет через различные схемы присвоить эти средства.

 

Фонд государственного имущества официально обратился в Кабинет Министров, МЭРТ как органу, которому поручено разработать необходимую нормативную базу для продажи объектов малой приватизации и ГП «Прозоро.Продажи», с призывом безотлагательно устранить проблемы, чтобы государственное имущество после приватизации работало, работники были защищены , а сам процесс продажи происходил прозрачно».

 

Слова своего руководителя, в рамках проведения международной конференции «Формула Успеха», несколькими днями ранее подтвердил и заместитель Главы Фонда государственного имущества Украины Сергей Асташев, прокомментировав следующим образом вопросы, связанные с малой приватизацией:

 

«Новый революционный Закон Украины «О приватизации» разбил все объекты на два блока – объекты большой приватизации (стоимость более 250 миллионов гривен) и объекты малой приватизации (соответственно со стоимостью активов менее 250 миллионов гривен).

 

На сегодняшний день малая приватизация Фондом готовится, но есть некие нестыковки. Она пока не стартует. Дело в том, что в законе есть несколько вещей, которые противоречат друг другу.

 

Во-первых, продажа корпоративных прав государства на площадках типа «ProZorro» по закону возможна. Так, в законе сказано, что корпоративные права государства в отношении объектов малой приватизации, далее не дословно, но суть приблизительно такая, будут продаваться по номинальной стоимости акций. Но на сегодняшний день этот вид деятельности является лицензируемым. И площадки «ProZorro» априори на сегодня пока еще не имеют соответствующих полномочий от НКПЦРФ, которая является регулятором рынка ценных бумаг в Украине. На сегодняшний день с этим работают биржи. Поэтому есть некая нестыковка в законодательстве. На данный момент все эти вещи обсуждаются.

 

Следующая нестыковка, касается противоречия между новым Законом «О приватизации» и Законом Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», в котором статьей 22 предусмотрено преимущественное право участников таких обществ. Другими словами, перед тем как продать их долю, мы должны предложить ее участникам общества. А для того чтобы предложить участникам общества, нужно знать, что предлагать – нужно взять и оценить. А вот в законе функция оценки сведена по малой приватизации к нулю. Ее там, как таковой нет. Поэтому в Законе «О приватизации» нигде о преимущественном праве вообще не говорится. Опять есть нестыковка. Это уже второй блок проблем.

 

И в-третьих, есть нестыковка по продаже единых имущественных комплексов и по продаже отдельного имущества, которое не вошло в статутные капиталы хозяйствующих обществ при их формировании. Статья 22 Закона «О приватизации» говорит о том, что стоимость объектов малой приватизации определяется по балансовой стоимости (стоимости активов). Следовательно, когда я читаю этот закон как чиновник и регулятор, я понимаю что эти вещи должны быть одни и те же. Но все мы прекрасно понимаем, что балансовая стоимость и стоимость активов – это абсолютно разные понятия. Вообще. Поэтому если меня как чиновника ставят в положение сделать выбор самостоятельно, то это неправильно. Чиновник выбор делать не должен. Это коррупция. Он должен делать лишь то, что четко сказано в законе и действовать в соответствии с законодательными нормами.

 

И тут может возникнуть вопрос: «А где же вы были, когда писались эти законы?» (ред. – смеется). Мы были на том же месте и соответствующие вопросы на совещаниях мы вносили. Но может был таков порядок голосования. Возможно, некие вещи потерялись при прохождении в Парламенте. Этого я не понимаю. Но закон принят и его нужно брать и выполнять. Поэтому, для того, чтобы приватизация все-таки пошла, мы ведем очень быструю и интенсивную работу для того, чтобы выровнять ее на уровне, во-первых, внесения изменений, во-вторых, на уровне соответствующих актов Кабинета Министров Украины, который тоже, согласно законодательства, обладает большими правами и может где-то эти вещи регулировать. Все это нужно сделать для того, чтобы мы все-таки начали наполнять бюджет уже в соответствии с требованиями нового закона».

 

Как следствие, по итогам прошедших первых двух кварталов 2018 года имеем близкий к нулю практический результат выполнения плана поступлений от приватизации. В то же самое время, чиновники продолжают отчитываться о, как они сами утверждают, масштабном и беспрецедентном процессе подготовки к будущим приватизационным конкурсам, которые, пожалуй, состоятся теперь уже не раньше осени 2018 года.