МЕНЮ
ПЕРСПЕКТИВА
КУРС ВАЛЮТ
ОПРОС
КОНТАКТЫ
PDF Печать E-mail

ЯКОВ МАРКУС: СЛОВО О МОЛЧАНИИ. ЖИЗНЕННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ МЭТРА

 

20 декабря 2017 года

 

Периодически меня спрашивают: «А когда вы успеваете писать юмористические книги?». Ответ мой прост: «Когда профессиональные заботы зашкаливают, я понимаю, что выполнить их нет ни сил, ни желания, я их отодвигаю в сторону – и пишу то, что накопилось в душе ироничного. Обнаружил – ускоряемость налицо». Именно так появились книги «Ироничный ангел» (2008 год), «Я смехом вас немного потревожу» (2013 год), «Зигзаги юмора» (2015 год), «Лицо улыбкой не испортишь» (2017 год). Это уже прошлое… Среди будущих книг «Воскликнем – С Новым Годом! И помолчим», «Рассказ, не попавший в «Лицо…», а также «Испытай себя весельем». Сегодня же давайте поговорим о молчании как в условиях принятия серьёзных решений, требующих духовного напряжения, так и в обычном общении. Выделим любовь. Отдельно поговорим о женском молчании.

 

 

Yakov-Markus-Slovo-o-molchanii-zhiznennyye-nablyudeniya-metra

 

 

Пока Бог не сотворил Землю, молчание было абсолютным. И так длилось 6 дней. Говорить было не о чем, некому и не с кем. Вначале человечество мычало и молчало, но со временем постепенно заговорило и разговорилось. И тут выяснилось, что некоторым следовало молчать и дальше, некоторым просто промолчать. Как верно заметил греческий историк Плутарх: «Говорить мы учимся у людей, молчать – у богов». Время шло… Люди научились не только говорить, но и кричать, браниться; не только молчать, но и умалчивать. Поскольку всё имеет свою цену, человечество (ещё до изобретения денег) определило: слово – серебро, молчание – золото. От себя замечу, не всё то золото, что молчит.

 

Взглянем, как две древнейшие религии определили состояние молчания. «Молчание – это мудрость, но мало кто ею пользуется», – так решил основатель ислама – Магомет. А что же предписал (за много веков до этого) Талмуд, мудрейший свод законов и толкований оных? «Молчать – лучше, чем говорить». Но многие ли следуют этому предписанию?

 

Я встречал множество умных евреев, но умением молчать немногие из них могли бы похвастаться. Возможно, надо было поболее общаться с мудрыми, чем с умными. И где ж их отыщешь, как различишь ум и мудрость? Беда!

 

У мудрых девиз: «Подумай, а потом – помолчи». Ну и как в этих условиях можно с ними общаться? Ведь умные считают: «Подумай и расскажи другим». С годами мудрые определили: «Ропот и крики – слышат все, спокойные разговоры – близкое окружение, шёпот – очень близкие, а молчание – Бог». Но суть такого молчания, как правило, обращение к Богу, но чаще – это просьба. Но Бог с ним – с Богом.

 

Но если молчишь не с Богом, а с людьми, то молчание может быть тягостным, презрительным, осуждающим, траурным, одобряющим, беспомощным, благостным. И сколько можно молчать! Минуту, час, день, вечно?

 

Минута молчания – это память об ушедших в Мир Полного молчания. Но у нас речь идёт не об абсолютном, а об относительном молчании. Ведь в этом состоянии можно содержательно (мысленно) поговорить, не сказав ни единого слова.

 

Поводов для молчания – не счесть. Два собеседника: один говорит, второй – молчит, и его молчание может быть выразительней чем монолог говорящего. Говорить и молчать можно по-разному – коротко, но смачно.

 

*   *   *

 

В анекдоте молчат Рабинович и Циперович. Рабинович: «Вы мне говорите…». Циперович вздыхает молчаливо, но утвердительно.

 

*   *   *

 

В классическом анекдоте идёт собрание ЖЭКа. Благодаря завышенным тарифам, возникла возможность отправить лучшего коммунального работника на отдых в Турцию. Слово берёт дворник дядя Вася. Его монолог краток:

 

– Как мать его так, то так твою мать. А как – так твою мать, так мать твою так!

 

Собрание замерло в недоумённом молчании. Так бы они и молчали, если бы начальник ЖЭКа не пояснил:

 

– Дядя Вася сказал: «Как двор подметать в непогоду – так «дядя Вася», а как в Турцию «на шару», – так опять пошлют главного бухгалтера, жену – сами знаете кого».

 

*   *   *

 

Естественно молчанием можно как одобрять, так и осуждать. Как ложь, так и правду. Всё зависит от того кто и как молчит. Словом, против кого молчим. Вспомним строки Александра Галича:

 

Вот как просто попасть в палачи?

Промолчи, промолчи, промолчи…

 

Правда, в некоторых ситуациях – проблемней не говорить, а молчать. Так легче.

 

*   *   *

 

А теперь коротенько о любви. Молчать в любовном раже – не получится. В любви волнует слово, молчание тревожит, не ведёт к цели, а уводит от неё.

 

*   *   *

 

Молодой референт Светлана решительно заявляет:

 

– Данил Маркович! Я вам официально заявляю, что с завтрашнего дня я начинаю получать удовольствие от любви с вами!

 

– И как же, милая, ты этого достигнешь?

 

– Я буду с вас брать деньги!

 

А если бы она промолчала? Всё было бы по-прежнему, но удовольствие расположилось бы ниже уровнем. По крайней мере, у Светланы.

 

*   *   *

 

О любви можно говорить долго, восторженно. А можно одним словом: «Люблю!». Добиться любви молчанием сложно, но возможно. Если дорогой вам человек хронически не молчит, именно за молчание она вас может и полюбить. Словом, за сострадание к её словам, к её извечным мукам…

 

Не говорить, родная, ты не можешь,

А я словечко вставить не могу…

 

Так и идут они по жизни: слово одного – молчание другого. Женщина, между прочим, молчит не тогда, когда ей нечего сказать. Скорее – у неё накопилось столько слов, что она не может их одновременно выплеснуть из себя. Но прервать молчание женщины – чаще себе дороже. И тут стоит согласиться с поэтом Асадовым:

 

А сколько было сказано не то,

И не о том, и фразами не теми…

 

И ещё две цитаты, разделённые целым тысячелетием…

 

Потише говори и в раздраженье духа:

Чем громче голос твой, тем тягостней для слуха…

(Сирийский поэт Маарри, Х век)

 

Молчание не обязательно, но, как правило, связано с тишиной. Если один молчит, а все галдят, то тишиной здесь и не пахнет.

 

Давайте делать просто тишину,

Мы слишком любим собственные речи,

И из-за них не слышно никому

Своих друзей на самой близкой встрече»

(Б. Окуджава)

 

А от себя добавлю:

 

Порою нам молчание в тиши

Как саперави, как твиши.

Ну, а порой молчанием души

Ты убиваешь, ты грешишь.

 

*   *   *

 

Замечу, что порой отсутствие кого-то, значимей, чем присутствие иного, громкоговорящего. Иными словами, несказанное – значимей произнесённого.

 

Всему – своё время. Время – молчать, время – говорить…

 

 

Яков Маркус