МЕНЮ
ПЕРСПЕКТИВА
КУРС ВАЛЮТ
ОПРОС
КОНТАКТЫ
PDF Печать E-mail

ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА В РАМКАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

15 декабря 2015 года

 

Рассмотрев дело №6-1749цс15, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины разъяснила, что проведение переоценок (уценок) спорного имущества государственным исполнителем в связи с тем, что публичные торги не состоялись, не может считаться новой оценкой в понимании положений части пятой статьи 58 Закона «Об исполнительном производстве». Таким образом, проведение публичных торгов по реализации имущества по цене, определенной отчетом об оценке имущества, который утратил силу (6-месячной давности), является основанием для признания этих торгов недействительными при нарушении прав и законных интересов лица, которое их оспаривает.

 

 

VSU

 

 

Своим Постановлением №54156785 от 25.11.2015 по делу №6-1749цс15 Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины в частности разъяснила, что частью третьей статьи 62 Закона Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что имущество передается на реализацию по цене и в порядке, определенном статьей 58 настоящего Закона.

 

Согласно части первой статьи 58 Закона Украины «Об исполнительном производстве» определение стоимости имущества должника проводится государственным исполнителем по рыночным ценам, действующим на день определения стоимости имущества. Для оценки недвижимого имущества государственный исполнитель привлекает субъекта оценочной деятельности – субъекта хозяйствования, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».

 

Согласно части пятой статьи 58 указанного Закона отчет об оценке имущества в исполнительном производстве считается действующим в течение шести месяцев со дня его подписания субъектом оценочной деятельности – субъектом хозяйствования. По истечении этого срока оценка имущества проводится повторно.

 

Частью пятой статьи 62 Закона Украины «Об исполнительном производстве», пунктом 7.1 Временного положения о порядке проведения публичных торгов по реализации арестованного недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 27.10.1999 №68/5 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 2.11.1999 за №745/4038 (далее – Временное положение), абзацем третьим подпункта 5.12.2 Инструкции о проведении исполнительных действий, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 15.12.1999 №74/5 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 15.12.1999 за №865/4158, предусмотрены основания и порядок назначения повторных публичных торгов, а также порядок уценки нереализованного имущества. Так, в случае отсутствия покупателей или наличия только одного покупателя и с других, определенных Временным положением, причин публичные торги считаются несостоявшимися. В таком случае назначаются повторные публичные торги, на которых стартовая цена лота может быть уменьшена, но не более чем на 30 процентов. Уценка имущества проводится государственным исполнителем в десятидневный срок со дня признания открытых торгов несостоявшимися, после чего реализация имущества по указанной цене должна быть проведена в течение месяца со дня проведения уценки.

 

По правилам проведения публичных торгов, предусмотренных Временным положением, специализированная организация проводит публичные торги по заявке государственного исполнителя, в которой указывается начальная стоимость имущества, выставляемого на торги по экспертной оценке и другие сведения. Определение стартовой цены лота осуществляется на основании первоначальной стоимости имущества по результатам проведенной оценки имущества независимым субъектом оценочной деятельности.

 

То есть на момент проведения публичных торгов, в том числе повторных торгов, для определения стоимости объекта оценки отчет об оценке имущества должен быть действительным.

 

Учитывая указанное, можно сделать вывод о том, что повторные публичные торги должны состояться в пределах шестимесячного срока с момента подписания отчета об оценке имущества. После истечения этого шестимесячного срока обязательным условием назначения и проведения публичных торгов является получение нового отчета об оценке имущества. Проведение публичных торгов по реализации имущества по цене, определенной отчетом об оценке имущества, который утратил силу, является нарушением установленных законодательством правил о порядке реализации имущества на публичных торгах, в том числе правил об определении стартовой цены реализации имущества, а именно части пятой статьи 58 Закона Украины «Об исполнительном производстве», пунктов 3.2, 3.4 Временного положения.

 

Проведение переоценок (уценок) спорного имущества государственным исполнителем в связи с тем, что публичные торги не состоялись, не может считаться новой оценкой в понимании положений части пятой статьи 58 Закона Украины «Об исполнительном производстве».

 

Учитывая сказанное можно сделать вывод о том, что проведение публичных торгов по реализации имущества по цене, определенной отчетом об оценке имущества, который утратил силу, является основанием для признания этих торгов недействительными при нарушении прав и законных интересов лица, которое их оспаривает.

 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Срок действия отчета об оценке имущества