Ошибка

ОЦЕНКА УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО РОССИЙСКОЙ АГРЕССИЕЙ

 

17 февраля 2015 года

 

В январе 2015 года редакция ZN.UA обратилась к министру юстиции Павлу Петренко с просьбой рассказать о предпринятых Украиной шагах по юридическому противодействию агрессору и привлечению к уголовной ответственности лиц, виновных в финансировании терроризма и посягательстве на территориальную целостность нашей страны. На поставленные редакцией вопросы ответили, да и то не полностью, лишь некоторые департаменты Министерства юстиции Украины.

 

 

Russians_1

 

 

Так, в частности, на вопрос касательно оценки ущерба, понесенного Украиной, ее гражданами и юридическими лицами вследствие оккупации АРК, Министерство юстиции Украины ответило следующее: «По состоянию на июнь 2014 года сумма убытков, нанесенных аннексией АРК, ориентировочно оценивалась в 1,08 трлн. грн. Вместе с тем обращаем внимание: поскольку осуществляется сбор дополнительной и обновленной информации об имуществе, находящемся на территории АРК, сумма убытков будет уточняться».

 

Позже, в статье под названием «Стратегия юридического сопротивления российской агрессии», юристы Александр Чалый и Александр Малиновский высказали свое мнение касательно вышеизложенного вопроса. Далее приводим выдержку из данного материала.

 

«Минюст отмечает, что размер ущерба, причиненного украинской стороне вследствие аннексии Крыма, на июнь 2014 года составляет 1,08 трлн. грн.

 

Минюст не конкретизирует методику, с помощью которой проводилась оценка соответствующего ущерба, а также не называет основные категории оцененного ущерба. Но фиксированная сумма ущерба может свидетельствовать о том, что она рассчитана на основе стоимости активов, утраченных Украиной.

 

 

Russians_2

 

 

Такой подход к оценке ущерба связан со значительными юридическими рисками, поскольку, претендуя на возврат стоимостного эквивалента утраченных активов, украинская сторона может считаться отказавшейся от права на сами активы.

 

Для определения суммы ущерба за основу целесообразно брать не стоимость активов, доступа к которым были лишены Украина, ее граждане и юридические лица, во избежание риска потери титула (права собственности на такие активы), а рассчитанную сумму ущерба за незаконное временное владение чужим имуществом (за незаконное лишение доступа Украины, ее граждан и юридических лиц к пользованию их имуществом в Крыму). При этом сумма ущерба должна быть не фиксированной, а рассчитанной за определенный промежуток времени (например, за один календарный месяц) и автоматически увеличиваться с течением времени. Соответственно, сумма ущерба должна быть рассчитана как своеобразная «рента» до тех пор, пока Крым будет неправомерно находиться под фактическим контролем России. Как один из возможных вариантов – в основу размера причиненного ущерба целесообразно было бы положить потенциально упущенный доход от максимально возможного, эффективного использования утраченного актива, дисконтированный к текущему моменту».