Ошибка

ГОСТИНИЧНЫЙ РЫНОК КИЕВА НА КАРТЕ ЕВРОПЫ

 

27 июня 2017 года

 

Компания Cushman&Wakefield (ранее – DTZ в Украине) проанализировала основные тренды на рынке гостиничной недвижимости в Киеве и сравнила их с другими столицами Центральной и Восточной Европы. Основные выводы: самый малый объем туристического рынка, самая низкая обеспеченность номерным фондом, самая низкая заполняемость отелей при самых высоких темпах роста. К концу 2017 года ставки в гостиничной недвижимости Киева снизятся до уровня 2013 года.

 

 

Hotel-market-in-Kiev-on-the-map-of-Europe

 

 

Компания Cushman&Wakefield (ранее – DTZ в Украине) в своем аналитическом исследовании на тему «Гостиничный рынок Киева на карте Европы» проанализировала основные тренды на рынке гостиничной недвижимости в Киеве и сравнила их с другими столицами Центральной и Восточной Европы.

 

В исследовании, в частности, отмечается, что несмотря на глобальные потрясения, которые переживал мир в 2016 году, от террористических атак до социальных протестов, принимающих зачастую агрессивные насильственные формы в ряде стран мира, угрозу нарастания политического популизма и межнациональной нетерпимости, туристическая отрасль в глобальной экономике продемонстрировала сравнительную устойчивость. Даже на фоне негативных макроэкономических и политических воздействий она, как и в предыдущие 5 лет, закончила 2016 год с ростом, опережающим рост мирового ВВП в целом. В 2016 году вклад отрасли туризма в ВВП Украины составил 5 млрд. долл. США, это 5,6% в общем ВВП страны. В абсолютном значении данный показатель сопоставим с показателями стран Словакии (5,6 млрд.) и Болгарии (6,6 млрд.) и существенно ниже других стран СЕЕ (для сравнения Польша – 21,1 млрд., Венгрия – 13 млрд., Чехия –  5 млрд.). Лидер региона СЕЕ – Австрия с показателем – 50,7 млрд. и долей в ВВП 15,6%.

 

По прогнозам компании WTTC (The World Travel & Tourism Council), в 2017 году отрасль туризма Украины продемонстрирует прирост 3,4% и в долгосрочной перспективе будет расти в среднем на 3,1% в год. При таком среднегодовом приросте в десятилетней перспективе данный показатель в долларах США, вероятно, не достигнет уровня 2013 года. В Украине размер инвестиций в туристическую отрасль сократился в 2 раза с 2010 года и на сегодняшний день составляет до 2% общих инвестиций, что существенно ниже показателей стран Восточной и Центральной Европы.

 

До 2014 года въездной туристический поток Украины превышал туристические потоки большинства стран Восточной Европы, достигая 25 млн. человек в 2013 году. В 2014-2015 годах количество приезжающих в страну иностранных граждан снизилось в 2 раза, практически до минимума за 25 лет существования независимой Украины. Снижению туристического потока в страну в наибольшей степени способствовал отток туристов из России и Беларуси. По итогам 2016 года отмечается увеличение потоков из соседних европейских стран, а также стран дальнего зарубежья с незначительным удельным весом в общей структуре въездного потока, но с существенным приростом относительно прошлого периода (2015 года): Израиль, Турция, США. По прогнозам WTTC, в 2017 году количество приезжих иностранцев увеличится на 5%, но только долгосрочной перспективе (10 лет) достигнет уровня 2013 года.

 

Показатель обеспеченности номерным фондом в расчете на тысячу жителей в Киеве является самым низким среди столиц Центральной и Восточной Европы и составляет 3,5 номера на тысячу жителей. Для сравнения: в Софии и Бухаресте – 5,2 номеров, в Праге – 27,3 номеров. Хорошая новость в том, что в Киеве – самый высокий среднегодовой темп прироста номерного фонда, который с 2012 года составил более 5% в год.

 

 

 

 

Следует также принимать во внимание, что с точки зрения инвестиций, гостиничный рынок значительно отличается от других сегментов коммерческой недвижимости. Так, если для получения арендного дохода собственники офисных и торговых центров подписывают среднесрочные и долгосрочные договоры (не менее 1 года), получение доходов от операционной деятельности гостиниц связано с ежедневной стратегией собственника по привлечению и удержанию гостей отеля и поиску здорового баланса между доходами от номеров, кафе и ресторанов, а также других сервисов, предлагаемых гостиницей и затратами на них.

 

Именно в виду того, что для эффективного управления отелем необходимы специфические знания, а также потому что операционные показатели отеля зависят от многих сложно прогнозируемых факторов, ожидаемая доходность на гостиницы всегда на 1-1,5% выше, чем для лучших офисных или торговых центров.

 

Практически полное отсутствие сделок в сегменте гостиничной недвижимости в Украине говорит о несовпадении ожиданий собственников и инвесторов. К сожалению, в большинстве случаев в процессе формирования цены собственники отталкиваются от понесенных средств, а не от результатов операционной деятельности гостиниц, что в свою очередь не устраивает потенциальных инвесторов, – отмечают аналитики Яна Литвинчук (заместитель управляющего директора компании Cushman&Wakefield в Украине), Анастасия Кляцкая (заместитель руководителя департамента оценки компании Cushman&Wakefield в Украине) и Владимир Терзов (заместитель руководителя департамента оценки компании Cushman&Wakefield в Украине).