Ошибка

НАТАЛЬЯ ЛЕБЕДЬ: МЫ НАЧНЕМ ВВОДИТЬ ОТКРЫТЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ

ПРОЕКТОВ-ОТЧЕТОВ ОБ ОЦЕНКЕ КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

18 февраля 2016 года

 

В своем интервью журналисту издания «Новое время» Андрею Юхименко заместитель председателя Фонда государственного имущества Украины Наталья Лебедь сообщила о том, что ФГИУ вскоре начнет вводить практику открытых публичных слушаний проектов-отчетов об оценке крупных предприятий. В них смогут участвовать специалисты, экспертные советы организаций-оценщиков, журналисты, а также представители самих предприятий.

 

 

We-will-start-to-introduce-public-hearings

 

 

Далее приводится полный текст интервью заместителя председателя Фонда государственного имущества Украины изданию Новое время, в котором Наталья Лебедь рассказывает о том, как будут продавать крупнейшие госпредприятия в этом году.

 

 

ПРОДАЖЕ ОДЕССКОГО ПРИПОРТОВОГО ЗАВОДА

БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ МЕШАЕТ

 

Замглавы фонда госимущества рассказала о том, как будут продавать крупнейшие госпредприятия в этом году.

 

Верховная рада 16 февраля приняла закон, который упростит продажу государственного имущества. В частности, он убирает последние препятствия для ставшей уже притчей во языцех продажи Одесского припортового завода.

 

Но это только вершина айсберга. К настоящему моменту новая команда Фонда госимущества, которая пришла в ведомство в середине 2015 года, кардинально изменила механизмы и подходы к приватизации в Украине.

 

О том что это даст, и как будет продаваться госимущество в этом году, НВ рассказала заместитель председателя фонда Наталия Лебедь – человек, который непосредственно руководил созданием новых методик и механизмов продажи госимущества.

 

- Многих в Украине интересует, почему за полтора-два года после Революции достоинства мы так и не смогли продать ни одного крупного государственного предприятия? Хотя планировали приватизировать много: Укрспирт, ОПЗ и Центрэнерго.

 

- Во-первых, последние два года были достаточно беспокойными для экономики и Украины в целом. А во-вторых, у нас остались такие объекты, которые нельзя продавать быстро. К сожалению, вся система приватизации, которая существовала до поры до времени, была ориентирована на быстрый способ реализации имущества.

 

- За бесценок...

 

- Давайте не будем так говорить. В тех случаях, когда все проходило правильно и прозрачно, можно было получить нормальную цену. Вспомните вторую продажу Криворожстали.

 

- Это чуть ли не единственный пример успешной приватизации.

 

- Так давайте ориентироваться на успешные примеры. Приватизация не идет сейчас потому, что мы не хотим сделать то, за что будет просто стыдно перед будущими поколениями.

 

- Вы сказали, что система ранее мешала приватизации, а сейчас есть какие-то сдвиги?

 

- В последнее время изменилась команда. Она сейчас реформирует механизмы приватизации и оценки имущества. Ведь если нет общественного доверия к этой оценке, то скажите пожалуйста, как можно потом надеяться на успешную приватизацию?

 

- Нельзя. И что вы сделали для того, чтобы было доверие общества?

 

- Мы полностью изменили механизм и методику оценки имущества. Она вступила в силу 22 декабря 2015. В новой методике мы полностью отказались от стандартизированных механизмов оценки. Это когда брался баланс, показатели, фиксированные формулы, которые забивались в акт оценки. То, как работают стандартизированные методы, показал пример оценки 5% пакета акций ОПЗ. Когда мы увидели эту цифру, она не только нас поразила, она просто стала ярким подтверждением того, что так делать нельзя. Ведь получить от 5% такого предприятия 40 млн гривен - это не просто стыд, это, на наш взгляд, полный криминал.

 

- Я с вами согласен. Скажите, сейчас что-то изменилось?

 

- Теперь все пакеты акций, которые будут продаваться на конкурсах, будут оцениваться исключительно с применением независимой оценки рыночной стоимости. Но и это еще не все. Мы начнем вводить открытые публичные слушания проектов-отчетов об оценке крупных предприятий. В них смогут участвовать специалисты, экспертные советы организаций-оценщиков, журналисты, представители предприятий. Эта оценка вместе с предложениями комиссии, которая будет продавать предприятие, будет подаваться на рабочую группу, в состав которой входят, кроме представителей ФГИ, представители МЭРТ, Мининфраструктуры, АМКУ, наших доноров ЕБРР, МВФ, IFC, USAID. Эта группа сможет увеличить цену - не уменьшить, а увеличить!

 

- А вы не боитесь, что это будет продолжаться годами?

 

- Не боимся. Потому что механизмы и сроки проведения таких работ четко определены в методике.

 

- А вы знаете, что вызывает наименьшее доверие? То, что оценку делает малоизвестная в стране фирма. Если бы это был кто-то из аудиторской четверки, известной в мире, то не было бы вопросов. Почему не пригласить иностранную компанию, которая провела оценку, и по этой цене продать?

 

- Во-первых, оплату работ осуществляет государственный бюджет. А средства, предусмотренные на эти цели, мизерные.

 

- Поговорим о конкретных предприятиях. У вас есть эта методика. Это ускорит продажу ОПЗ?

 

- Скажем так, у нас есть распорядительный акт, который фактически начинает процедуру подготовки объекта, в том числе Одесского припортового завода, к приватизации путем продажи акций. Огромное значение имеет сейчас то, что Верховная рада проголосовала за закон, который позволит объединить пакеты и не распылять их.

 

- А что мешает продать Центрэнерго? Также оценка?

 

- К оценке там еще очень далеко. Надо завершить механизм передачи Фонда государственного имущества от Минэнерго. Надо готовить такие предприятия. Это немаленькие объекты. Для подготовки к продаже таких предприятий должны привлекаться высококвалифицированные советники. На ОПЗ такой советник работает. Он фактически готовит для будущего инвестора, для любого участника тот объем информации, который он должен знать о предприятии. А главное - эта группа специалистов готовит очень ценные материалы для Украины как продавца.

 

- Представители инвесткомпаний говорят, что об ОПЗ все известно давно. Нам известна и конъюнктура, и сколько он стоит. И что это просто затягивание процесса, потому что кому невыгодно отдавать завод в частные руки.

 

- Есть политические вопросы. Безусловно, они есть. Если бы их не было, то этот закон был бы проведен еще в прошлом году. Но давайте говорить честно. Слова словами, а письменные аргументы и исследования - это совсем другое дело. Честно говоря, когда рассматриваешь нашу прессу, то иногда слова экспертов столь противоположные ...

 

- Конечно, они же люди.

 

- А для того, чтобы принимать взвешенные решения, нужно иметь весь спектр и полную информацию.

 

- И на это нужно больше двух лет?

 

- Мы не занимаемся этим два года. Фактически, реальная подготовка началась с лета 2015 года.

 

- А что произошло с Укрспиртом? Сначала мы слышали, что его продают. Теперь его не продают.

 

- Это отдельный вопрос. Нужны соответствующие решения правительства. Я не думаю, что это будет достаточно быстро.

 

- А что мешает?

 

- Давайте посмотрим на эту проблему более внимательно. Спиртовая отрасль со времен Советского Союза была одним из основных источников для наполнения бюджета. Тогда это была такая же важная статья, как нефть и газ.

 

- Но сейчас это не так. Сейчас частные водочные компании платят больше налогов, чем Укрспирт. Я не понимаю этой стратегии.

 

- Я тоже. Я лично считаю, что надо либо эффективно управлять предприятием, либо его продать и брать налоги.

 

- ОПЗ - это, пожалуй, самый яркий пример в сфере приватизации. Но у нас еще есть около трех тысяч государственных предприятий. Что вы собираетесь с ними делать?

 

- Если вы зайдете на наш новый сайт, вы увидите абсолютно все объекты, которые мы выставляем на продажу. Потенциальный покупатель или арендатор может зайти на страницу любого объекта и нажать «хочу». Это будет первым сигналом, который запустит нашу систему. Раньше такого не было.

 

- То есть вы будете собирать лайки.

 

- Мы хотим не собирать лайки, мы хотим собирать заинтересованных покупателей.

 

- И когда же продавать будете?

 

- Как только будет заинтересованность, сразу выставлять объект на продажу. Они оценены, многие из них уже имеют документы по земельным участкам и так далее. Я не могу сказать, что так все радужно. Мешает нам, к сожалению, общий низкий спрос. Мы же субъекты рынка.

 

- В Восточной Европе, в странах, которые присоединились к ЕС, рассказывали много о том, что, если не могли что-то продать, отдавали предприятие под обязательство за один доллар или евро. А у нас может быть раздача активов за одну гривну?

 

- Я лично знаю на основании немецкого опыта, что это - довольно противоречивый способ продажи. В любом случае многие из тех, кто осуществлял эти продажи в Германии - сейчас осуждены.

 

- То есть у нас такого не будет?

 

- Нет.

 

 

По материалам издания: Новое время